По
итогам 22-го саммита АТЭС страны Азиатско-Тихоокеанского региона договорились
об активизации усилий по совместной разработке Азиатско-Тихоокеанской зоны
свободной торговли, инициатором которой является Китай.
Лидеры
стран, принимавших участие в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества, одобрили дорожную карту по созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны
свободной торговли, которую предложили власти Китая.
В опубликованной итоговой декларации саммита они заявили
о своей приверженности к разработке договора по Азиатско-Тихоокеанской зоне
свободной торговли.
2014
LEADERS' DECLARATION
"Учитывая
важную роль АТЭС в формировании и развитии региональной экономической
интеграции, мы согласны с тем, что страны АТЭС должны приложить больше усилий,
которые помогли бы на основе АТЭС превратить Азиатско-Тихоокеанской зону
свободной торговли из теории в реальность.
Мы
подтверждаем нашу приверженность к созданию данной зоны свободной торговли в
качестве основного инструмента для проведения дальнейшей региональной
экономической интеграции АТЭС.
Подтверждая
серьезность наших намерений и систематический подход к процессу, мы решили
одобрить дорожную карту Пекина по вкладу АТЭС в создание Азиатско-Тихоокеанской
зоны свободной торговли. Посредством выполнения данной дорожной карты мы решили
ускорить наши усилия по созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной
торговли".
Тем
самым лидеры АТЭС фактически поддержали призыв председателя КНР Си Цзиньпина по
"удвоению усилий" в разработке договора о свободной торговле в данном
формате.
Комментарии
лидеров
Выступая
на закрытии саммита, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что одобрение
"дорожной карты", представленной Китаем, символизирует официальный
запуск разработки Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Он
также отметил, что это является историческим моментом в развитии Азиатско-Тихоокеанского
региона.
Президент
России Владимир Путин накануне саммита в интервью китайским СМИ выступил против
планов США по созданию Транс-Тихоокеанского партнерства, отметив опасность
наличия в Азиатско-Тихоокеанском регионе большого количества торговых соглашений:
"Очевидно,
что Транс-Тихоокеанское партнерство – очередная попытка США построить выгодную
для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. Новая
региональная структура не может не включать Россию и Китай. Также нельзя
противопоставлять, сталкивать между собой региональные объединения. Это создает
потенциальную опасность разделения общего региона на отдельные, конкурирующие между
собой объединения. Необходимо выстраивать такие соглашения на основе
открытости, равноправия, учета потребностей каждой экономики".
Президент
США Барак Обама заявил, что "не видит противоречия с созданием нового
договора и Транс-Тихоокеанского партнерства", однако умолчав при этом, что
Россия и Китай не входят данный формат зоны свободной торговли.
Конкурирующие
проекты
Многие
эксперты отмечают, что Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) –
это экономическое продолжение политики США по сохранению контроля над
Тихоокеанской зоной. Одной из явных целей создания экономического блока
является противостояние влиянию Китая и России в Азиатско-Тихоокеанском
регионе.
Предложение
о создании ТТП было выдвинуто в 2003 г. со стороны Новой Зеландии, Сингапура и
Чили. В 2005 г. к участникам партнерства присоединился Бруней. Еще 8 стран –
Австралия, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, США, Перу и Япония –
присоединились к переговорам об условиях своего участия в создании зоны. По
ряду оценок, на долю стран, которые участвуют в переговорах о создании ТТП,
приходится около 40% мирового ВВП и 25% объемов оборота мировой торговли.
Предложение
о создании Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ)
было впервые официально озвучено в 2004 г. В разработке и создании данного
формата свободной торговли в АТР предлагается участвовать всем 21 странам,
которые уже участвуют в АТЭС. На долю этих стран приходится около 53% мирового
ВВП, 40% населения и 44% объемов мировой торговли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий