четверг, 26 февраля 2015 г.

Гонтарева о курсе гривны - нарочно не придумаешь

ГНТР ПЗД…)

Что происходит с гривной? Такой вопрос в достаточно жесткой форме президент Украины Петр Порошенко задал главе Национального банка Украины Валерии Гонтаревой и министру финансов Наталии Яресько. Те в ответ провели совместную пресс-конференцию, на которой озвучили ряд заявлений в стиле "нарочно не придумаешь". 
Месяц назад гривна стоила 4,5 руб. А в последние несколько дней отчаянно скачет где-то в районе двух. Курс доллара - 34,3, евро - 40,4. Кто-то за это должен отвечать, и логично задать вопрос руководителю центробанка страны или министру финансов. Вот их ответы.



"Цифры в обменниках сами вернутся туда, куда следует",
- в этом уверена председатель НБУ Валерия Гонтарева. Куда же цифрам следует вернуться? Мы уже писали о том, что президент Петр Порошенко потребовал от главы Нацбанка стабилизировать курс гривны на уровне 21,7 за доллар. Цифра взялась не с потолка, именно такой курс фигурировал при утверждении изменений в бюджет. В настоящий момент курс в обменниках на фоне валютной паники кардинально отличается от официального. Так, доллар приходится покупать по 45 гривен и выше. Если Гонтарева имела в виду, что котировки в обменниках просто приблизятся к официальному курсу, то есть останутся на уровне выше 30 за доллар, ее фраза имеет смысл. Вот только Петр Порошенко, скорее всего, говорил не о том. Ему-то нужно 21,7, чтобы бюджет не лопнул.


"В стране есть валюта. То, что происходит сейчас на валютном рынке, - это не что иное, как спекуляции и ничем не обоснованная игра против украинской гривны",
- а это уже слова Наталии Яресько. В них тоже есть смысл, ведь спекулятивные настроения на рынке действительно присутствуют. Но ведь миссия центрального банка предполагает противодействие спекуляциям, а не констатацию факта. Вот только резервов для интервенций практически не осталось. В такой ситуации приходится бить спекулянтов вместе с экономикой.

Обратим внимание на последние действия регулятора. Речь идет о жесточайшем контроле над движением капитала. Все это с большой долей вероятности приведет к глубочайшей рецессии, а в итоге к новому обвалу гривны. НБУ не хочет оттока капитала и вводит проверку импортных контрактов, предполагающих предоплату на сумму более $50 тыс. Требование будет распространяться даже на собственные средства украинских предприятий и бизнесменов. Регулятор также ввел запрет на выдачу кредитов в гривнах для покупки иностранной валюты, причем этот запрет распространяется даже на приобретение валюты для оплаты импорта или погашения валютных долговых обязательств. Так есть в стране валюта или ее все-таки слишком мало?


"Нерациональные движения связаны исключительно с иррациональным поведением рынка, которое больше движимо страхами, чем рациональным понятием того, что у нас происходит на рынке",
- если судить по этой цитате главы НБУ Валерии Гонтаревой, рынок сам не понимает, что происходит на рынке. Однако инвесторы, спекулянты и даже обычные граждане прекрасно понимают, что ресурсов для поддержания курса у государства практически не осталось. Именно это и происходит на рынке. Вспомним ситуацию в России в конце прошлого года: спекулятивные атаки на ЦБ РФ закончились резким падением рубля, которое пришлось гасить интервенциями. Каждая сторона "конфликта" преследовала свои цели. Спекулянты заработали и снизили риски, Банк России в итоге погасил волатильность, граждане, которые побежали менять деньги, также делали это, чтобы сохранить сбережения. Такое поведение иррационально? Оно может быть губительным для финансовой системы страны, но едва ли является неадекватным. Дальше остается вопрос: сможет ли регулятор доказать, что он сильнее, усмирив спекулянтов и сохранив сбережения граждан.


"У нас разговор был не жесткий, а достаточно плодотворный",
- слова Валерии Гонтаревой. "Плодов" пока не видно. Да, определенные меры поддержки гривны заработали, но они, как мы уже отмечали ранее, не являются классическими монетарными инструментами. Речь идет о жестком ограничении свободы рынка. При этом прогнозировать курс НБУ и Минфин отказываются, а все происходящее объясняется исключительно спекуляциями. Если "плодотворность" заключается в том, что президент поверил в силы центробанка и Минфина, то здесь есть одна загвоздка: все остальные игроки пока настроены не так оптимистично.


Комментариев нет:

Отправить комментарий